«Всегда найдется повод настрочить жалобу!»: как оперный «уделал» в суде Роспотребнадзор

Действия ведомства Марины Патяшиной в театре назвали «карательной операцией»

Сенсационное решение накануне принял Вахитовский районный суд, оправдав замдиректора казанской оперы Юрия Ларионова, которого Роспотребнадзор хотел привлечь к административной ответственности за несоблюдение 1,5-метровой социальной дистанции при рассадке зрителей и отсутствие на них масок. Ответчики поставили под сомнение противоречивое антиковидное постановление кабмина РТ, попутно обвинив «деструктивные силы» в нападках на театр. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

На двух заседаниях в Вахитовском районном суде Казани, где слушалось дело об административном правонарушении, которое обнаружил в его действиях Роспотребнадзор по РТ, Ларионов был, безусловно, главным действующим лицом На двух заседаниях в Вахитовском районном суде Казани, где слушалось дело об административном правонарушении, которое обнаружил в его действиях Роспотребнадзор по РТ, Ларионов был, безусловно, главным действующим лицом Фото: Альфред Мухаметрахимов

РОЛЬ ВСЕЙ ЖИЗНИ ЗАМДИРЕКТОРА ЛАРИОНОВА

В актерской профессии есть выражение «роль всей жизни», работа, которая становится своеобразной квинтэссенцией всей карьеры артиста. Кажется, что в феврале 2021-го таковая, хотел он того или нет, случилась и в жизни заместителя директора по работе со зрителями театра им. Джалиля Юрия Ларионова.

На двух заседаниях в Вахитовском районном суде Казани, где слушалось дело об административном правонарушении, которое обнаружил в его действиях Роспотребнадзор по РТ, Ларионов был, безусловно, главным действующим лицом, словно вспомнив, что когда-то окончил Казанское театральное училище и даже чуть-чуть поработал по специальности в ТЮЗе, прежде чем в 1983 году перейти на административную деятельность в оперный театр.

Напомним, что Роспотребнадзор усмотрел в действиях замдиректора, отвечающего за работу со зрителями, нарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»). Речь шла о нескольких спектаклях в театре в конце прошлого года, где не соблюдалась социальная дистанция между зрителями в 1,5 метра, а также некоторые из них вовсе были без масок. В ответ представители ТАГТОиБ им. Джалиля на заседании 8 февраля заявили, что придерживаются принятых в республике ограничений, согласно которым в театрах и концертных залах заполняемость не может превышать 70%. Однако противоречие антиковидных правил состоит в том, что при таком количестве зрителей невозможно соблюдать другое требование из того же постановления кабмина РТ — 1,5-метровую социальную дистанцию между людьми.

В общем, по сути, судье Артуру Киселеву накануне нужно было решить, соблюдение какого из правил важнее: 70-процентной рассадки зрителей или 1,5-метровой социальной дистанции? При этом наверняка многие ожидали, представляя себе отечественную судебную практику, да и нынешнюю нашу повседневную пандемийную жизнь, что Роспотребнадзор выиграет дело в суде, а Ларионов отделается, скажем, минимальным из возможных в данном случае штрафов для административного лица в 50 тыс. рублей. Но публику ждала сенсация.

Судье Артуру Киселеву накануне нужно было решить, соблюдение какого из правил важнее: 70-процентной рассадки зрителей или 1,5-метровой социальной дистанции? Судье Артуру Киселеву накануне нужно было решить, соблюдение какого из правил важнее: 70-процентной рассадки зрителей или 1,5-метровой социальной дистанции? Фото: Альфред Мухаметрахимов

«ЗА ХОДОМ ДАННОГО ПРОЦЕССА С ПРИСТАЛЬНЫМ ВНИМАНИЕМ СЕЙЧАС СЛЕДИТ ВЕСЬ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИР ТАТАРСТАНА»

Впрочем, все происходило по законам жанра. И пришедший в четверг в Вахитовский райсуд Ларионов не выглядел человеком, уверенным в успехе, напротив, он заметно нервничал, вновь рассказывая суть истории знакомым журналистам перед началом заседания. Действующие лица были все те же, разве что замдиректора оперного театра представлял теперь Руслан Иксанов из «Татюринформа».

Судья Киселев спросил ответчика, хочет ли он дополнить свою позицию, высказанную на предыдущем заседании? В ответ Ларионов произнес очередную заранее подготовленную речь, не лишенную театральности и пафоса.

«Ваша честь, прошу занести мою точку зрения в протокол судебного заседания. Уверен, что за ходом данного процесса с пристальным вниманием сейчас следит весь театральный мир Татарстана. Потому что от исхода процесса и вашего решения будет зависеть гармоничная деятельность многих учреждений культуры и творческих коллективов нашего региона», — сразу повысил ставки выступающий, после чего повторил главный аргумент стороны ответчика, что распоряжения Роспотребнадзора противоречат постановлению татарстанского кабинета министров, а требования о 70% зрителей и социальной дистанции в 1,5 м противоречат друг другу. Далее Ларионов обнаружил и тех, кто раскачивает «ковидную» лодку: «Есть такое впечатление, что определенные силы, особенно среди СМИ, целенаправленно третируют именно театр имени Мусы Джалиля. Для деструктивных элементов всегда найдется повод настрочить жалобу».

Затем замдиректора вновь, как и 8 февраля, задавал риторические вопросы: к примеру, почему в общественном транспорте также не соблюдается требование о социальной дистанции, но надзорные органы штрафуют только отдельных граждан-нарушителей, а не руководство транспортного предприятия?

Эффектным был и финал спича замдиректора казанской оперы, где он назвал действия Роспотребнадзора «карательной операцией». «Несправедливо карать творческий коллектив театра имени Мусы Джалиля и в то же время не применять штрафных санкций к конкретным зрителям, нарушителям. Почему же тогда в учреждениях РТ не дежурят наделенные соответствующими полномочиями сотрудники полиции? Да потому, что могут возникнуть конфликтные ситуации, грозящие вызвать негативный общественный резонанс, — отвечал на собственный вопрос Ларионов. — Поэтому мы настаиваем на том, что необходимы согласованные между разными органами власти единые правила, обязательные для неукоснительного соблюдения в любых формах общественных пространств в транспорте, выставочных залах, кино и театрах. В противном случае вся эта карательная операция в адрес нашего коллектива превращается в театр абсурда».

Кроме того, выступающий принес на заседание суда схему зрительного зала театра, в котором он служит, и попросил представителя Роспотребнадзора так рассадить зрителей, чтобы и заполняемость была 70%, и социальное расстояние в 1,5 м соблюдалось неукоснительно.

«Есть такое впечатление, что определенные силы, особенно среди СМИ, целенаправленно третируют именно театр имени Мусы Джалиля. Для деструктивных элементов всегда найдется повод настрочить жалобу» «Есть такое впечатление, что определенные силы, особенно среди СМИ, целенаправленно третируют именно театр имени Мусы Джалиля. Для деструктивных элементов всегда найдется повод настрочить жалобу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У НАС ТЕАТР ТАКОЙ, КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ»

Представитель Роспотребнадзора, главный специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Диляра Гиматдинова также повторила аргументы с прошлого заседания, в частности опять упомянув материал «БИЗНЕС Online» под названием «Как татары в звериных шкурах доставали со дна „Алтын Казан“». «Заполнение зрительских мест было произведено без учета социальной дистанции не менее 1,5 метра и в период введения ограничительных мероприятий, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции. Также часть зрителей во время представления мюзикла „Алтын Казан“ не использовали средства индивидуальной защиты — маски — в период введения ограничительных мероприятий», — сообщила представитель ведомства.

Представитель ответчика Иксанов в ответ заявил, что театр не в первый раз пытаются привлечь к административной ответственности за несоблюдение социальной дистанции и отсутствие масок у зрителей, и удивил новостью: «Постановление судьи от 26 ноября 2020 года, которое признало моего доверителя виновным в совершении административного правонарушения вчера постановлением Верховного суда РТ было отменено, производство по делу прекращено». Речь идет еще об осенней истории, когда в отношении замдиректора составили протокол по другой «ковидной» статье КоАП РФ — 20.6.1, после чего он получил замечание по решению суда, которое и оспаривал в ВС РТ.

Судья поинтересовался: «В связи с чем приостановлено производство?» На что получил ответ: «В связи с отсутствием правонарушения».

Ларионов еще раз попросил слова, хотя и получил замечание от судьи за неправильное ношение маски. С этим обвиняемый согласился, после чего поставил под сомнение правдивость представленных истцами снимков со спектаклей «Алтын Казан» 5 и 6 декабря. «У нас есть такая практика: люди приходят с задних мест, из амфитеатра, общаются со своими коллегами, потому что у нас театр такой, коллегиальный, и бывает, что, раз уж свободные места, они садятся рядом», — сказал замдиректора, а потом, дескать, администрация выпроваживает этих зрителей. Потому, заключил сотрудник театра, снимки не соответствуют действительности.

Откровенно говоря, эти слова Ларионова слегка озадачили. Журналисты «БИЗНЕС Online» присутствовали на представлении мюзикла «Алтын Казан» 5 декабря и сами были поражены практически переполненным партеру и ложам бенуара, из одной из них наш фотокорреспондент и сделал снимок, показывающий полный зал, в разгар спектакля.

К слову, в ряде московских театров с креативом подошли к решению этого вопроса. Так, например, наши корреспонденты наблюдали, как в театре им. Табакова на каждом втором зрительском кресле находились мягкие черные манекены в человеческий рост, с которыми публика с удовольствием фотографировалась, а, например, в El Cetera у Александра Калягина места, на которые не продавались билеты, заняли картонные портреты знаменитых писателей. Кстати, когда театральным учреждениям Казани разрешили работать, в ТАГТОиБ им. Джалиля также закрывали «лишние» места в партере алыми лентами (правда, с очевидными нарушениями забивая под завязку зрителями ярусы), но потом отказались от этой практики. Интересно почему?

Юрий Ларионов: «У нас есть такая практика: люди приходят с задних мест, амфитеатра, общаются со своими коллегами, потому что у нас театр такой, коллегиальный, и бывает, что раз уж свободные места, они садятся рядом» Юрий Ларионов: «У нас есть такая практика: люди приходят с задних мест, из амфитеатра, общаются со своими коллегами, потому что у нас театр такой, коллегиальный, и бывает, что, раз уж свободные места, они садятся рядом» Фото: Альфред Мухаметрахимов

«В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ СОСТАВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

Тем временем служитель Фемиды в Вахитовском райсуде объявил перерыв и ушел в совещательную комнату, а участников процесса просили подождать за дверями. Ожидание было недолгим, прошло буквально 5–10 минут, и судья Киселев уже зачитывал свое решение. 

Оно гласило: «Производство по делу об административно-правовом правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административно-правовых нарушениях в отношении должностного лица, заместителя директора ГБУ „Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля“ Ларионова Юрия Павловича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи  24.5 Кодекса РФ об административно-правовых нарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения».

У сторон есть 10 дней для обжалования данного постановления. В пресс-службе управления Роспотребнадзора по РТ нашему изданию заявили, что решение об обжаловании будет принято после получения решения суда. Господин Ларионов также отказался комментировать свой успех в борьбе с «карательной операцией» санитарных врачей. Между тем вчерашнее решение Вахитовского райсуда кажется очень серьезным прецедентом, ставящим под сомнение юридическую обоснованность существующих антиковидных ограничений в республике.